Начинающий молодой папа ([info]b767) wrote,

Поездка на Свирь

Вот, позавчера-вчера съездили мы на Свирь. Эта река замечательна в то числе и тем, что в окрестных лесах сохранились деревянные церкви и часовни 17-18 веков. Увидеть их без машины никак нельзя, экскурсии туда не водят, да и на своей машине выбраться тоже нелегко. Так что раз выдылась возможность съездить - решили воспользоваться.


Итак, выехали мы из города в 9 утра. Прокопались с завтраком да загрузкой еды в поездку. на М18 уже было достаточно много народа. Особо больших тормозов на трассе не было, но всё равно, лучше было бы ехать раньше, по совершенно пустой дороге. Дорога, в общем-то, ничего была. Мурманка до Волхова вполне приличная. Местами есть неровности, но ничего страшного. За Волховом начинается отличное шоссе километров на 15, потом ремонт ещё на 10 (через пару недель, думаю, будет готово), дальше до Доможирово - лажа. Весьма дурно разбитый асфальт. За границей Лодейнопольского и Волховского районов - нормально. Объездная Лодейного - известная взлётная полоса, можно гнать столько, сколько хочется. Правда, к концу уже есть лёгкие следы разбитости (судя по всему, лесовозы там). Р37 от Лодейного до Подпорожья - где как. Около городов подразбито, в середине вполне хорошо.

В Подпорожье попали около часа, проехав около 290 км. За ним надо было перебраться через реку по плотине и ехать по "золотому свирскому кольцу". Само кольцо - это несколько сёл и деревень с церквями и часовнями.

Сначала легко попали в "пригород" Подпорожья, село Важины. Село большое, рядом крупная железнодорожная станция. На реке при СССР хотели построить порт, построили наполовину, но бросили. Рядом с Важинами есть село Курпово, куда меньше. Но в нём стоит деревянный храм, не закрывавшийся в советские времена. Внутри - древний иконостас, а сама церковь вполне в хорошем состоянии. Правда, её перестраивали в 19-м веке, убрали шатры, но зато сейчас храм активно используется. Стоит церковь на берегу реки Важинки, когда-то широкой и полноводной, а сейчас обмелевшей до состояния ручья. Мы год назад из Свири до этой церковки доходили на шлюпке, но дальше нечего делать даже на байдарке.

Вот она сама:

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


Выезжая из Курпово, я немного заблудился. Дорога мирно вывела к какой-то реке. Я, не глядя, начал говорить умные речи о том, какая широкая эта Важинка после камней рядом с Курпово, но посмотрев на саму речку, убедился, что не Важинка это совсем. Явно широкая река, Свирь, то есть. Вернулись, нашли правильную дорогу. Крюк 6 километров. От Важин едем на север. Асфальт спустя какое-то время закончился, началась грунтовка. Качество вполне пристойное, свои 60-70 км/ч идём без нервов. Иногда сквозь грунт проглядывает старый асфальт. Но нестрашно.

Image Hosted by ImageShack.us


Через 9 километров - село Согиницы. Сейчас это всего несколько домов. В нём стоят две церкви. Никольская и Ильинская церкви 1696 года постройки. Рядом с храмом встретили двух девушек, они рассказали, что раньше там ещё служили, а сейчас кто-то приезжает всего раз в год, на память пророка Илии. Состояние красивой Никольской церкви - увы, не очень. Местами уже брёвна весьма поедены какими-то жуками. В общем, ремонтировать её надо, и серьёзно. Недавно в новостях писали, что в Мурманской области будут строить её точную копию.

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


Вот Важинка и вид на лес:
Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Ильинская церковь:
Image Hosted by ImageShack.us


От Согиниц - грейдер до деревни Заозерье. 14 километров. Те же 60 километров в час. Накрапывает дождик, влажно. Заозерье оставило впечатление большой и живой деревни. Вокруг слышны звуки какой-то деятельности. Рядом какие-то мужкии кроют крышу. Выдны несколько новых домов. В деревне - часовня апостолов Петра и Павла. Махонькая, но симпатичная. Чуть-чуть покрылась мхом, но выглядит прочной.


Image Hosted by ImageShack.us

Вид на озеро:
Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


От Заозерья довольно долгий перегон. Проезжаем через посёлок Токари и одноимённую железнодорожную станцию. Прямо за Токарями этими дорога вся в гравии. Машину было очень жалко.

Подъехали к деревне Посад. Там болшая часовня Флора и Лавра. Часовня в отличном состоянии, и, что особенно порадовало, действуюшая. В стене пробита дыра с надписью "для пожертвований". Сунули туда бумажку. Сквозь дыру внутри виден аналой и прочее церковное хозяйство. Насколько я разглядел, всё убрано и находится в порядке. Судя по всему, служат там нередко.


Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


Посад - последнее из сохранившихся замечательных мест по северную сторону Свири рядом с Подпорожьем. Ещё недавно стояли, пусть и сильно изуродованные за советское время, церкви селе Волнаволок. Но в 2004-м году сгорели. Сейчас в том селе стоит свеженькая часовенка.

За Волнаволоком началася прекрасный асфальт. Гнать можно сколько угодно. В голову полезли мысли о том, что впереди нас должна ждать паромная переправа в Вознесенье, и надо бы не упустить паром (расписания которого я тогда не знал). А чтобы не упустить - надо ехать побыстрее. Мысль, надо сказать, была правильная, но паром позже ещё дал о себе знать. :((

В Подпорожье заезжаю на "Сургут", лью там 30 литров 95-го. Машине сей бензин явно понравился, ехала она на нём ударно.

Выезжаем на Р37 по направлению к Вознесенью. Дорога хорошая около Лодейного, отличная в середине и немного портится ближе к концу. Идём 110.

Довольно быстро добрались до села Гоморовичи. Там стоит маленькая, но симпатичная никольская часовня.

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


Около часовенки мы надолго не остановились - маленькая она, осмотреть много времени не займёт. В 20 километрах от неё - поворот на село Родионово. А в нём стоит церковь св. Георгия, страшно подумать даже, 1493 года постройки. То есть, деревянной конструкции - больше 500 лет! А ведь стоит до сих пор. И очень хорошо выглядит. Рядом с ней - сретенская церковь. Судя по всему, основательно испоганена большевиками. Так что сейчас - увы, смотрится просто нелепо. А вот георгиевская - очень и очень красива.

Вокруг церквей новый забор. К счастью, из сретенского храма вышел весьма приятного вида мужчина, оказавшийся, как мы поняли, местным православным активистом (одним из них, вернее), и поведал нам вот что:

1) за црекви эти бьётся местный подвижник Павел Тимофеевич, дедушка 77 лет. Документы на сретенскую церковь он собрал, и её официально уже отдали. В георгиевскую тоже пускают (ключи у него были, и он нам её даже открыл), но с ней есть проблемы - от времени покосилась колонна. ГИОП в том году приехал, сказал, что надо чинить, уехал. Больше о нём ничего не слышали.

2) Сами храмы скоро станут скитом Александро-Свирского монастыря. Я не знаю, хорошо это или плохо. Решайте сами, зная репутацию сей обители. Уже приехал послушник, приезжало и монастырское руководство, постригшее подвижника Павла Тимофеевича. Так что скит, судя по всему, будет создан.

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


От Родионово бодро едем к Вознесенью. Вознесенье - это посёлок недалеко от истока Свири, почти рядом с Онежским озером. Едем с рассчётом, чтобы успеть на паром, который, вроде бы, отходит в 17-20. Судя по тому, что рядом спокойно едут машины с карельскими номерами, должны успеть. Приезжаем - и выясняем, как в дурном анекдоте две вещи, хорошую и плохую. Хорошая - это что на паром мы успели. действительно, отходит он в 17-20. А плохая - что дальше отправления в 18-20 и 20-00. То есть, предвидится большой перерыв. С северного берега отправление ровно чреез 10 минут после выхода с южного. То есть, паром (а вернее, понтон с буксиром) делает только ходку туда-обратно, и дальше ждёт следующего рейса. Нам такое совсем не понравилось, и в усталом состоянии приняли мы неверное, увы, решение - попытаться на северном берегу успеть осмотреть два храма за час и вернуться. Расстояние от парома до них - 19 километров по подразбитой грунтовке.

На понтоне:
Image Hosted by ImageShack.us

Вот, это Свирь:
Image Hosted by ImageShack.us


После высадки с парома погнали. Действительно, там скорость 70 км/ч по такой дороге воспринимается достаточно остро. Через 14 километров - село Щелейки. В нём димитриевская церковь, конец 18-го века. Увы, точку для съёмки я выбрать просто не успевал, снял как мог. Состояние храма - увы, не очень хорошее, хотя и не выглядит он разваливающимся. Храм, вроде бы, заколочен. Скорее всего, не используется. Впрочем, чего хотеть, если заколочен даже находящийся рядом магазин...

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


За Щелейками - признанный шедевр северного деревянного зодчества и главная цель нашей поездки. И, что хуже всего, на неё оставалось пять минут. Приехать, обежать кругом, постараться запомнить и уехать. Мне-то что, я там бывал год назад, а вот жене обидно, наверно. Когда она туда ещё попадёт. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1650-1695 годах. Сейчас содержится в порядке, даже в этом году её явно чинили - отремонтировали крыльцо и заменили пару брёвен.

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us

Image Hosted by ImageShack.us


Эхх, НАДО БЫЛО не торопиться, не ехать на тот паром. Спокойно походить вокруг, посмотреть на храм, на природу, на Онежское озеро, отлично видное с холма. Но когда несёшься весь день вперёд, остановиться уже нелегко. Я, к тому же, хотел ещё и успеть в город обратно (потом всё равно это не получилось, решили мы не лихачить и заночевать по пути обратно в Подпорожье). В общем, не жалея машины, рванули назад. Нёсся я там неплохо, явно не успевая на паром по расписанию, но рассчитывая, что он опоздает. В общем, так и вышло. Подъехали мы к нему, когда уже шла погрузка. Загрузились последними. Только отошли, как в причалу подлетела опоздавшая "матрёшка" к карельскими номерами. Владелец, видя отходящий транспорт, так распсиховался, что чуть не вскопал дорогу своими колёсами - крутился на машине, стоя на месте.

Ну, вот и всё. Потом мы заночевали в Подпорожье, а на следующий день вернулись домой.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

[info]kryloshanin

July 31 2006, 12:53:13 UTC 5 years ago

Лёша, спасибо за отличные фоты. Привет Ксении. :-)

> Ну, вот и всё. Потом мы заночевали в Подпорожье, а на следующий день вернулись домой.

ЫЫЫ... а ведь ты проезжал в 15 км от того места, где вчера был я. Знал бы - позвал бы вас в гости...

[info]b767

July 31 2006, 13:09:29 UTC 5 years ago

Думаю, мы не были бы приятными гостями. :))
Я, честно говоря, офигел немного. До сих пор крутит почему-то. Устал, что ли... :((

[info]kryloshanin

July 31 2006, 13:14:01 UTC 5 years ago

Ясно дело, устал. Мне до деревни ровно 200 км, и то устаю порядком (ещё надо учесть мои ежедневные 60 км в один конец - я уж привык несколько часов в день быть за рулём).

[info]b767

July 31 2006, 13:17:48 UTC 5 years ago

Да сам не знаю, устал или нет. Я-то тот ещё ковбой, был готов и в город ехать вечером. Думаю, доехал бы. Но жена запросилась на отдых. Ну, значит на отдых. В итоге хорошо пришли в себя и спокойно с утра на литургию в Важины, а потом домой.

А 200 км - это только если трасса будет тяжёлая, тогда устанешь. Так-то какие проблемы? Впрочем, там у вас трасса разбита перед Доможирово (ты там сворачиваешь с неё?) очень сильно, там можно хорошо утомиться.

[info]kryloshanin

July 31 2006, 13:28:02 UTC 5 years ago

> Впрочем, там у вас трасса разбита перед Доможирово

Да, есть такое...

> (ты там сворачиваешь с неё?)

Нет, чуть подальше.

[info]sergij_german

August 1 2006, 21:07:01 UTC 5 years ago

Изумительная красота! Счастливчик.

[info]b767

August 2 2006, 08:23:49 UTC 5 years ago

Да, очень красиво. Слава Богу, что у нас такое сохранилось. Вроде бы, в Карелии не осталось таких храмов. Не знаю, почему - посносили, что ли... Или и не было их...

На самом деле, к концу дня мы уже подустали, и самые красивые места воспринимались уже не так хорошо, как если бы были свежими. Увы, недостаток опыта путешествий сказался. Ладно, может, в следующий раз умнее будем. :)

На самом деле, если Вам интересны такие фотографии, могу рекомедовать страничку путешественника-любителя Сергея Тихомирова. Я, когда ехал, во многом именно его рассказом вдохновлялся.
Вот, например, его поездки по северу:
http://tikho.autotravel.org/Fotki/KarelNY/karelNY.html
http://tikho.autotravel.org/Fotki/NY2003/Mysh1.html
http://tikho.autotravel.org/Fotki/NY2004/Karg1.html

[info]sergij_german

August 2 2006, 08:29:20 UTC 5 years ago

Спаси Господи! Непременно посмотрю.

Anonymous

December 22 2006, 22:47:11 UTC 5 years ago

Здравствуйте!пишет вам житель посёлка Вознесенье вы так торопились что неподумали заехать в деревьню Ежесельга что находиться в 4км от посёлка там находиться ещё одна церков из кирпича
только она в плохом состоянии и дорога примерно 1км асфальт дальше грунтовка.Если ехать от Подпорожья перед Вознесеньем есть заправка это поворот на лево там есть дорожный знак заправки.
P/S:унас местных ее называю Герасельга а официально по старым почтовым данным Ежесельга.
Это одна из самых главных деревень до войны вокруг которой было много других вней жила моя бабушка
там был передовой колхоз в котором выращивали хлеб овощи и потом возили в Москву на ВДНХ.
сейчас нечего там нет только некоторые дома ещё стоят и наш тоже в самой деревне 5 домов в удовлетворительном состоянии и ещё 1 почти згнил. Я знаю много другого об этой деревни о посёлке но
на это надо много времени.

[info]benzotriazol

June 1 2007, 22:59:02 UTC 4 years ago

Потрясающе! читал про эти места в путеводителе по Ленобласти (автор Ю.С.Шевчук - просто художник слова). и почему такие места - все ближе к Питеру, а не к Москве...

Anonymous

June 30 2007, 11:20:07 UTC 4 years ago

рассказ о поездке - замечательный. весьма признателен. )

Anonymous

February 12 2011, 05:21:31 UTC 1 year ago

qwdced

Хороший у вас блог! удачи в развитии

Anonymous

April 11 2011, 08:15:53 UTC 1 year ago

Красивый сайт! Все качественно сделано.

Я тоже временами такое вижу, но как-то ранее не придавала этому значения.

Отличный сайт! Все цивильно сделано.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…